Окуловский краеведческий музей пополнился ценным экспонатом, имеющим отношение к искусству Николая Рериха
- 10 Декабря 2019 18:43
Два месяца назад из начальной школы посёлка Торбино в Окуловский краеведческий музей имени Н.Н. Миклухо-Маклая были доставлены два резных панно: «Охота на моржей» и «Глухари». У его сотрудников нет сомнений, что оба произведения имеют историческую ценность. Композиции были изготовлены до революции в Школе общества поощрения художеств, директором которой с 1906 года был Николай Рерих. Более того, деревянная картина «Охота на моржей» — точная копия рисунка Рериха, сделанного им в 1904 году гуашью на картоне. В настоящее время эта работа хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
По словам окуловского краеведа Леонарда БРИККЕРА, которому и принадлежала инициатива перевезти панно в музей, эти сохранившиеся работы представляют собой сенсацию для искусствоведов и исследователей, занимающихся изучением творчества Рериха.
Леонард Эдуардович любезно согласился рассказать о судьбе этих произведений:
— Они украшали каминный зал усадебного дома «Теремок» в деревне Ольгино. Это охотничий домик в два этажа, который был построен по указанию совладельца шоколадной фабрики в Санкт-Петербурге Ивана Упенека. Возможно, он был знаком с Рерихом. По воспоминаниям старожилов, в зале находились три панно, на которых были сценки связанные с охотой. К сожалению, о третьей композиции ничего не известно. В 80-е годы учительница из Торбинской школы вынесла из «Теремка» резные картины, отмыла их от извёстки и перенесла в школьный музей, где они и хранились до недавнего времени. Ещё в 1988 году экспертное заключение о панно дал старший научный сотрудник Русского музея Князев. В частности, он указал, что «Охота на моржей» «представляет большую художественную ценность». А оба панно из охотничьего домика составляют единый художественный комплекс. Ученики класса резьбы по дереву Школы общества поощрения художеств делали копии с работ известных мастеров — старых и современных, при этом ставилось обязательное условие, чтобы оригиналы были выполнены в другой технике, а также они создавали работы по собственному замыслу, поэтому, вероятнее всего, панно «Глухари» — это собственная композиция автора.
Кто был автором этих работ — а не исключено, что они принадлежали не одному мастеру — остаётся загадкой. Чтобы разгадать её, исследователям нужно будет как следует поработать с архивами Школы Рериха.
И ещё. Тридцать один год назад Князев в своём заключении отметил, что и сам «Теремок» следует перенести в группу памятного значения. Предполагалось, что его сруб перевезут в новгородский музей деревянного зодчества «Витославлицы». Увы, этому не суждено было случиться — в 1994 году домик сгорел.
Анна МЕЛЬНИКОВА. Фото автора. Окуловский вестник № 47 от 05.12.2019
- 1563 просмотра
Добавить комментарий
Условия размещения комментариев:
Комментарии публикуются только после одобрения модератора.
Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. Редакция сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
Не подлежат публикации комментарии:
Нажатие кнопки «Сохранить» является безоговорочным принятием этих условий.